Афро-кубинские ритмы, Оришас (II)

Автор — Ямира Санчес
Перевод и примечания: Дубовская Ирина.

ОГГУН (GGÚN)

Продолжаем серию заметок о пантеоне богов Йоруба — Оришас.  Вслед за Элеггуа, логично вспомнить Оггун — второго воина, следуя иерархии богов Йоруба. Кроме этого, Оггун и богиня морей Йемайя (Yemaya) были выбраны святыми-покровителями  в 2008 году на Кубе.

image1 На Кубе нередко можно услышать, что «Дети» (Hijos) (верноподданные) конкретного Ориши приобретают определенные черты характера. Это чем-то похоже на описания в гороскопах, когда астрологи приписывают новорожденным определенные черты в соответствии со знаком зодиака. А для нас пусть это будет эффективным стимулом,  для того, чтобы заглянуть в сложный мир афрокубинских верований. Так мы лучше узнаем тех, кто их практикует.

Говорят, что дети Оггуна независимы, непокорны, навязывают другим свои идеи и никогда не жалеют о том, что делают. Они упрямые и неуступчивые, злопамятные и склочные, но в тоже время искренние и неyтомимые труженики. Имеют склонность к той ручной работе, где необходимо хорошо владеть  металлическими инструментами: от кузнецов до хирургов.

По принципу китайского календаря, на Кубе определенное божество выбирается правителем года: в год своего правления оно покровительствует всей стране и своими советами предостерегает от ошибок в семейной, трудовой, личной и социальной сферах жизни. 2008 год был годом Оггуна: старший Ориша, сына Обатала (Obatalá), брата Очоси (Ochosi), Элеггуа (Elegguá) и Чанго (Changó).

Легенда

Когда Оришас спустились на землю, именно Оггун неустанно прорубал мачете путь среди непроходимых зарослей и перерубал стволы деревьев. Оггун — хозяин железа.   Он — вспыльчивый и дикий отшельник. Оггун сам себя наказал, совершив много ошибок с другими Оришас и пытаясь обесчестить свою мать Йемму (Yemmú)… “Пока этот мир останется миром, единственное, что я буду делать — это работать”  – сказал он. И тогда ушел он в горы в компании свих псов, спрятался от всех людей, и ни один Ориша не смог его найти, кроме Очоси, его брата охотника. Оггун посвятил себя рассеиванию горечи и печали, и только Очун (Ochun), богиня любви, смогла выманить его  медовыми чарами жизни.

Оггун-Воин

Бог кузницы, рабочих инструментов, минералов, и в особенности —  железа. Его синкретизируют* со святым Петром, который держит в своих руках железные ключи от неба.  Он — главный воин, второй из пантеона Йоруба, но первый, кто узнал все секреты горы. Покровитель кузнецов, символизирует собирателя, одинокого охотника и бродягу. Его цвета: зеленый, черный и багровый. С его пояса (называемого Mariwó) свисает большое количество пальмовых волокон, подчеркивающих его движения. Неизменный атрибут Оггуна — великолепный мачете, которым он расчищает путь.

Музыка и интерпретация

Три барабана бата (Batá) с их неповторимыми звуками, издаваемыми барабанщиками двумя руками,  ведут различные партии в зависимости от того, что поет солист певец Апвон (Apwón) и отвечает хор. Звучат ритмы Nongo, когда  Оггун входит, работает, демонстрирует свою силу; затем — более напористый, воинственный и с более выраженным противостоянием Aggueré, и наконец Chachalukafun — ритм предназначенный для всех Оришас, который выражает праздник или отвагу.

“Papá Oggún, qué es esto, papá Oggún” \ «Отец Оггун, что это, отец Оггун». Так поется знаменитая песня певца и вечная румбера Cuba Celeste Menoza в сопровождении группы “Los Papines”. Все знают, что голосом песнопений, посвященных афрокубинским богам, был Лазаро Росс (Lázaro Ross), солист Conjunto Folklórico Nacional de Cuba. Мне посчастливилось знать его лично и танцевать вдохновленной его магическим голосом на концертах группы Mezcla на сценах многих стран. Тебе, Лазаро, посвящаю я эту статью. Он оставил нам в наследство документальный фильм о своем ангеле-хранителе и отце Оггуне – «Вечное настоящее» (“Un eterno presente”) Я его рекомендую тем, кто хочет послушать его рассуждения о мире Оггуна и увидеть танцоров Folklórico Nacional, танцующих под его песни с великолепной импровизацией в финале. Что касается музыки, Лазаро Росс создал коллекцию из 13 дисков, посвященных Оришас. Есть также множество других хороших исполнителей, таких как Los Muñequitos de Matanzas, и многих других, воспевающих мир Оришас.

Танец и Экспрессия

Танцор, изображающий Оггун, должен виртуозно имитировать работу с мачете, как бы обрезая и собирая ветки. Когда он чувствует, что за ним следят, он становится более агрессивным и воинственным. В танце Оггун демонстрирует, как выковывает инструменты на наковальне, с силой ударяя молотком, как кузнец. Жестами танцор показывает, что слушает землю, прячется в зарослях, следит и наблюдает за всем окружающим. Когда барабанный бой  учащаются, его движения становятся более свирепыми, воинственными и сильными. По этому поводу, мне хотелось бы рассказать вам забавную историю из своего опыта. image2

Я была на гастролях в США, танцуя за всех Оришас под голоса Лазаро Росса и Амелии Педроса (в то время солистки  “Yoruba Andabo “), и настал мой черед танцевать Оггуна.  Случилась так, что мне особенно понравились его барабанные ритмы и песни, и я была так вдохновлена, что уже не могла контролировать свою импровизацию и  вышла за пределы своего «я». Все было как в тумане, я почувствовала, что это уже не я танцую, а магия Оггуна меня ведет. До сих пор  я спрашиваю у себя, откуда у меня появилось столько сил. Я пришла в себя только после того, как одна зрительница положила мне в руку гаечный ключ, который я до сих пор храню.

Для сальсеро

Для всех сальсеро очень полезно посетить уроки афрокубинских танцев, так как они привносят экспрессивность и плавность в движения торса; уверенность и пластичность через движения у земли; энергичность, театральность, мягкость, чувственность — через образы стихий природы. Танцы афро имеют одну особенность, которая всех нас привлекает: прежде всего, притягивает живой звук барабанов, заставляющий нас вибрировать.

Принесем же в дар Оггуну осознание того, что каждый из нас рождается с Даром, откроем же его в себе, чтобы работать и зарабатывать на жизнь тем, что нам нравится !ACHÉ! image3

Религиозный синкретизм на Кубе в первую очередь выразился в том, что практически у каждого африканского божества есть аналог в католической вере.

Чтобы узнать больше

Танцы Оггуна:

www.youtube.com/watch?v=bXJXRFB_ieg&feature=related

www.youtube.com/watch?v=7vJBmKKiFt4

www.youtube.com/watch?v=KOnzhtoCyx0&feature=related

Диски:

www.discuba.com

Исполнители:

www.yorubandabo.com

 

Ямира Санчес, 26 февраля 2008

Об авторе: балерина, преподавательница танцев, хореограф

About the author: pigeon

You must be logged in to post a comment.