АФРО-КУБИНСКИЕ РИТМЫ, ОРИШАС (IV)

Автор: Ямира Санчес (Yamira Sánchez)
Перевод и примечания: Беляноко Юлия, Богданова Наталия.
Источник: ЖУРНАЛ «САЛЬСЕРОС», www.revistasalseros.com, 07.05.2008

ОЧУН (OCHUN)

В предыдущих статьях мы приоткрыли двери в мир Ориш, рассказав о различных божествах пантеона народа Йоруба – о магических оракулах, оставленных нам нашими предками в наследство. Три афро-кубинских воина: Элегуа, Огун и Очоси в этой статье уступят место Святой покровительнице кубинского народа, Деве Милосердия – Очун.

История гласит, что где-то в 1620 году два индейца и один темнокожий креол отправились искать соль в заливе Нипе (восточная Куба). Вдруг они заметили что-то интересное в море. Подплыв поближе, они увидели резной деревянный образ Девы Марии, которая в левой руке держала Младенца Иисуса а в правой — золотой крест. Еще там была надпись: «Я есть Дева Милосердия». Они отнесли находку своему покровителю, который приказал построить загородный монастырь (скит). 10 мая 1916 года Бенедикт XV провозгласил Деву Марию покровительницей Кубы. Для народа Йоруба ею стала Очун – хозяйка меди, появляющаяся из устья реки в красивой одежде со множеством золотых украшений.
В древние времена католические священники прикладывали ленты как символ покрывала Девы Марии к животу рожениц для их защиты в родах. Для народа Йоруба Очун также является покровительницей беременных и рожениц. Для всех кубинцев Богиня Милосердия и Меди и Очун – это одно и то же.

 

Легенда

  Очун, прекраснейшая из прекраснейших, любила гулять по лесу, петь и играть с животными, которые почитали ее красоту, склоняясь к ее ногам. Однажды ее увидел Огун и почувствовал, что должен завладеть ею. Но влюбленная в Чанго (Бога огня) Очун убежала и с отчаянием бросилась в реку.
Поток унес ее до самого устья, где она столкнулась с Йемайей, матерью всех Ориш, которая посочувствовала ей и взяла под свою защиту. Йемайя подарила ей реку, чтобы жить, а чтобы развеселить ее, усыпала драгоценностями и богатствами. Вот почему Очун живет в реке и так любит Йемайю.

Богиня Oчун

Очун – одна из главных Ориш пантеона народа Йоруба. Она воплощает любовь и женственность, является повелительницей пресноводных рек и родников. Ее цвет – желтый, так как он схож с цветом ее любимых украшений из золота и бронзы. Очун – воплощение кокетства, изящества и женской сексуальности. Она водит близкую дружбу с Элегуа и навечно влюблена в Чанго. К ней обращаются женщины, чтобы попросить о своем здоровье, и когда рожают детей. Это очень красивая мулатка, она дружелюбна, великолепно танцует и любит вечеринки, вечно весела. Ее смех как звон колокольчиков и бубенчиков, в ее силах разрешать конфликты между богами и людьми. Считается, что все дети Очун дружелюбны, любят веселиться, имеют сильную волю и стремятся к социальному росту. Они любят драгоценности и украшения, хорошую одежду и парфюмерию. Они чувственны, и их очень интересует общественное мнение, но характеры Ориш очень многогранны.

Музыка и исполнители

Звучание барабанов Батá увлекает нас в загадочные миры Ориш. Эти барабаны вырезают из дерева, обтягивают козлиной или оленьей кожей, иногда украшают декоративной тканью или бубенчиками по краям, как в случае с барабаном Ийя, который находится в центре. Ряд из колокольчиков называется Чаворó и перкуссионист в них ударяет в особые моменты, когда надо придать энергичность музыкальному звучанию. Для Очун это часто используемые звуки, в ее танце такое звучание придает больше красоты ее движениям и смеху. Музыка этой богини — одна из самых чувственных, она соответствует эпизодам из жизни этой богини: Очун молится, прихорашивается в реке, показывает свою красоту и т.д. Ее приветствие звучит как «Ялоддэ», солист его поет в случаях, когда надо украсить ее появление, а также поприветствовать ее и тех, кто смотрит на ее танец. Существует много ритмов Бата для Очун: Ору Канто, Ору сэко, Чачалукафун, которые танцуют во время религиозных ритуалов, Иеса и другие. Во многих песнях и молитвах упоминается мед, который собирает Очун, ее веер, золотые браслеты.
В песнях многих музыкальных групп, таких как Los Muñequitos de Matanzas, Yoruba Andabo, Clave y Guaguancó и многих других воспевается Очун. В дискографии Селесте Мендоса – дочери Очун – есть произведения о ее ангеле-хранителе. Песня о Святых «Что ты хочешь получить» Адальберто Альвареса начинается с молитвы к этой Орише «Иямиле Оро …» Многие группы, такие как Síntesis y Mezcla сделали свои аранжировки ритмических рисунков, чтобы посвятить их Очун. И во всей дискографии Ориш есть их песни с прекрасными голосами на диалекте народа Йоруба.

Записаться в группу по сальсе можно здесь


Танец и экспрессия

Танцовщица, изображающая Очун, взмахивает руками так, чтобы зазвенели золотые браслеты, взмахивает высоко, как бы до вершин гор, ее руки опускаются и перетекают по телу словно родники и ручьи, делают плавные повороты и волны, иногда имитируют движения перемалывания в ступке или гребли в лодке. Очун чувственно покачивает бедрами, когда просит меда — афродизиака сладости и эссенции любви. Почти во всех представлениях с Огуном Очун держит мед, который она собирает в лесу (горах). В театральных постановках кабаре и спектаклях можно увидеть полуобнаженных танцовщиц как нимф, окутанных медом. В документальном фильме Ласаро Роса «Вечное настоящее» мы можем увидеть Очун, входящую в реку обнаженной, а также ее историю с Огуном. Изображая Очун в реке, танцовщица любуется собой в зеркале кристально чистой воды, украшает свое тело сверкающими драгоценностями, звенящими как дождик, как праздник жизни, вызывая любовь и улыбку.
Для сальсерос чувственность Очун будет полезна тем, что в танце с девушкой, они смогут лучше понять женский мир. Сальсерам изучение танца Очун придаст изящества, эротизма, грации – тех качеств, которые так важны в танце.

Одежда и атрибуты

Основным атрибутом Очун является веер из дерева сандала, украшенный перьями королевского павлина. Очун грациозно обмахивается веером в танце. Вращаясь, танцовщица Очун много смеется от счастья и радости, и если она приближается к другим Оришам или простым людям во время церемонии, то кокетничает с ними, смеется и грациозно уходит, поражая всех своей красотой и нежностью. Считается, что ее большая любовь – это Чанго, и когда они танцуют вместе, то это выглядит очень эротично.
Очун носит желтое платье, закрепленное на поясе корсетом, который над животом имеет форму ромба. Края платья обрамлены бубенчиками, на голове — эффектная чалма с короной, инкрустированной драгоценными камнями. Она носит кольца, ожерелья, браслеты из золота и бронзы. В тыквах она хранит сладости и свечи, ее цветы – подсолнухи.
На особых церемониях в честь Очун в музыке можно услышать много скрипок. 8 сентября празднуется день Очун. Недалеко от Сантьяго де Куба находится известное место под названием «Эль Кобре», там находится храм Девы Марии – одна из самых посещаемых святынь, куда стекаются верующие и почитатели кубинской культуры из разных стран.

Очун, мой ангел

Немного о себе: согласно книге записи Очун — это мой ангел-хранитель вместе с Элегуа, ee я танцевала бесчисленное количество раз, из недавних – в одной из сцен фильма испано-кубинского производства «Радио Лав», который выйдет в этом году в Испании. В этом фильме я представляла Очун вместе с чудесным танцором, который танцевал Чанго. С большим удовольствием я посвящаю эту статью Очун. Давайте поднимем бокалы за Очун – богиню любви, единственную духовную силу, которая исходит от нас и наделяет нас способностью превращать все в благородство и красоту энергии жизни.

Дополнительная информация

Книга «Йемая и Очун» кубинской писательницы Лидии Кабрера (Lydia Cabrera «Yemayá y Oshún»)
Документальный фильм «Вечное настоящее» Ласаро Роса (Lazaro Ros «Un eterno presente»)
DVD «Гаванская румба» Йоруба Андабо (“Rumba en la Habana” de Yoruba Andabo)

Ещё статьи
Афро-кубинские ритмы, Оришас (III)
Афро-кубинские ритмы, Оришас (II)
Афро-кубинские ритмы, Оришас (I)

About the author: El Soñador Cubano

You must be logged in to post a comment.