САЛЬСА КАСИНО: ТАНЕЦ ГАРМОНИИ И СВОБОДЫ

Для любого кубинца танец означает безрассудный полет души, слияние всевозможных чувств, в которых выражается то, кем мы являемся и то, кем хотели бы стать. Танец — это тот миг, в котором происходит воссоединение и объединение с нашими предками.

Кубинец способен танцевать не только стоя, но порой и сидя, соединяя талантливейшим образом необычайно ритмичные и пластичные движения, превращая их в собственный танец. Чтобы лучше разобраться в этом, необходимо проследить историю корней кубинской нации. Мы — результат так называемого острова-моста между двумя культурами, на что повлияло и наше географическое положение. Наш остров находится на входе в Мексиканский залив, именно в том месте, где рождается течение залива. Остров был открыт во время открытия Америки и стал торговым и культурным мостом между Старым и Новым Светом.

Не случайно первый латиноамериканский ритм рождается на Кубе, так называемая аванера, и также не случайно и то, что именно Куба является страной, которая дала миру наибольшее количество музыкальных ритмов. Все это продукт слияния ритмов, привезенных как испанскими колонизаторами, так и африканскими рабами, здесь также имели место и различные азиатские миграции и небольшой вклад аборигенов.

Гаванский порт стал главным свидетелем того, как зарождался латиноамериканский ритм. Форма сумки или мешка, которой характеризуется гаванская бухта, служила верным прикрытием для испанского флота. Дело в том, что испанцы организовали весьма удобный маршрут в Европу, через который проходили не только драгоценные металлы и камни, экзотические продукты, которые вскоре заполнили все европейские рынки, но также и моряки, крестьяне, которые приезжали в поисках благополучной жизни и привносили на кубинскую землю свою ностальгию, свои мечты, свои надежды, а также ритмы и темы, выученные на обширных американских просторах.

И становится ясно, почему именно Куба дала миру такие танцы как болеро, дансон, ча-ча-ча, мамбо, гуагуанко и конечно же «эль сон», название которого связано с глаголом “быть” (“ser”), являющегося синонимом слова “существовать”, а также со словом “звучание”, и, таким образом, танцевать «эль сон» может означать “существовать благодаря танцу”. Сегодня в мире это название более известное как «сальса».

Сальса или «эль сон» представляют собой слияние различных ритмов, характеризующихся трехшаговыми комбинациями, направленными вперед и назад, хотя также включаются и движения из стороны в сторону, танец может включать в себя столько движений, сколько возможно представить и сколько могут воплотить в жизнь танцоры. Здесь самое важное — чувствовать ритм всем телом и быть в содружестве с партнером.

Сальса — это первый танец на кубинской танцевальной площадке и всегда танцуется парами. За пределами Кубы и в различных соревновательных кругах этот танец — всего лишь ритмическая акробатика между партнерами, но на Кубе этот танец всегда танцуется в кругу, который состоит из пар любых возрастов, пары могут обмениваться партнерами. Такой вид танца более известен как «КАСИНО».

КАСИНО не является чистым ритмом, он включает в себя комбинацию различных ритмов, которые могут быть приспособлены к ритму «эль сон», таким образом танцоры могут на мгновенье разделиться и проделать несколько одиночных движений из гуагуанко, а затем вновь взявшись за руки продолжить шаг уже вместе. Прыжки, повороты, движение плеч как в румбе или эмоциональная встряска тела являются движениями, характеризующими этот танец.

КАСИНО как танцевальная форма появляется в конце 50-х в одном из эксклюзивных клубов, построенных на западных пляжах кубинской столицы, который носил название «Пляжное казино». В те далекие годы, до кубинской революции, вход в привилегированные клубы негров и метисов был запрещен, но огромный поток темнокожих джазовых музыкантов, хлынувший из США и в короткое время заполнивший музыкальную арену Кубы, переменил мнение оркестра «Пляжного казино» и сделал возможным сотрудничество с неграми и мулатами, которые, в свою очередь, внесли в уже популярные ритмы оттенки металлического звучания джаза и сделали их интернационально известными. Среди этих известных людей можем назвать тех, кто были и остаются по сей день главенствующими символами кубинской музыки на мировом уровне, и это, прежде всего, такие личности как: Арсенио Родригес, Бенни Море и Дамасо Перес Прадо.

Именно в «Пляжном казино» зарождается идея танцевать «РУЭДА ДЕ КАСИНО». Эта танцевальная форма распространилась по территории всей страны, так как в эти годы кубинская революция окончательно стерла межрасовые и социальные преграды, отделяющие танцоров друг от друга. С тех пор КАСИНО становится танцем веселья, свободы и независимости.

РУЭДА ДЕ КАСИНО состоит как минимум из трех пар и может включать в себя столько пар, сколько позволяет танцевальное пространство. Круг состоит из танцоров любых возрастов, профессий, национальностей и рас, ведь здесь самое важное — хорошо проводить время и лихо отплясывать трехшаговую комбинацию.

Каждый круг имеет своего лидера, им является наилучший или наиболее активный танцор, который получает эту должность за особые старания в танце, он должен придумывать новые движения или комбинации движений, а остальные по его свистку, фразе или хлопку в ладоши должны повторить движения.

Когда круг РУЭДА ДЕ КАСИНО слишком большой и окружающее пространство не вмещает всех желающих, тот, кто не в состоянии удержаться в кругу, под общий смех окружающих выталкивается из круга. Этот человек должен ждать до тех пор, пока не закончится музыка, чтобы вновь вернуться в круг.

Чтобы создать круг, парам не обязательно заранее быть знакомыми, достаточно быть объединенными самим танцем. Все участники обладают равными правами и каждый может предложить свою кандидатуру на роль лидера, необходимо всего лишь попросить об этом самого лидера. Тот отдает свою роль просящему, который, в свою очередь, может передать ее следующему или же попытаться достигнуть первенства на новом посту. Акт настоящей танцевальной демократии.

В кругу в течение танца танцоры обмениваются партнерами, таким образом мужчина в возрасте на мгновенье может насладиться прелестными движениями молодой девушки, а пожилая дама благодаря шуму танца может отдаться во власть своей далекой молодости.

В РУЭДА ДЕ КАСИНО позволено почти все, но не выходя за рамки приличия, посторонняя рука касается только плеч и талии, не опускаясь ни выше, ни ниже, все остальное — дело самосознания самого человека.

В КАСИНО каждый является частью одного большого целого. Хороши и старики, и молодые, и дети. Распространяемая радость так велика, что ею наслаждаются как танцующие, так и наблюдающие. Нет кубинского танца, который не закончился бы хорошей РУЭДОЙ ДЕ КАСИНО, этот танец выражает истинную сущность кубинца: свободу и солидарность.

Как танцуется РУЭДА ДЕ КАСИНО:

© Marta Carreras Rivery,
Primer Secretario de la Embajada de la República de Cuba

About the author: Sergey Volodko

You must be logged in to post a comment.