Афро-кубинские ритмы, Оришас (III)

Автор: Ямира Санчес (Yamira Sánchez)
Перевод и примечания: Катерина Телеш.
Источник: www.revistasalseros.com

ОЧОСИ (OCHOSI)

Элегуа и Огун — оришас, о которыех шла речь в предыдущих статьях,  — уступают дорогу Очоси, — третьему воину в мистическом ряду пантеона Йоруба. Это бог охоты и божественного правосудия, которому в наказание за его ложь и  ловушки  поручили выслеживать и охотиться на добычу и направлять тех, у кого есть проблемы с правосудием. Очоси или Очоси Оде Мата — смелый лучник, который всегда достигает своими стрелами виновников и всех поступающих плохо.

 


ImageОчоси — третий из воинственных святых. Известное трио: Элегуа, Огун и Очоси — это оришас, которые начинают священные церемонии, поэтому представление Очоси идет вместе с представлением Огуна и Элегуа.

 

По записям Оракула оришас можно определить ангела-хранителя Очоси, он является прототипом первобытного охотника : умный, ловкий, быстрый как морально, так и физически. Также говорят, что его дети предприимчивы, они приспосабливаются ко всевозможным изменениям и, несмотря на их кочевой инстинкт, являются гостеприимными и любят семью. Среди их отрицательных качеств можно отмеитить  упрямство, мятежность и непостоянство. И все же они символизируют дружбу, усилие в достижении целей и альтруизм.

Легенда

У Очоси как у лучшего из охотников был дар: его стрелы никогда не подводили. Но было время, когда густой кустарник мешал ему ловить  добычу на охоте. Отчаявшись, он пошел просить советы у Орулы, которая доверила ему сделать Эбо (ритуальный обряд, жертвоприношение). В то же время Огун также не мог охотиться в густых зарослях кустарника и Орула также посоветовала ему сделать Эбо. Очоси и Огун были заклятыми врагами, потому что Эчу сеял раздор между ними. Случайно произошло так, что оба бойца встретились. Очоси столкнулся с Огуном, который отдыхал на бревне. Между ними начался спор, перешедший затем в приятный разговор, в ходе которого Очоси попросил прощения у Огуна, чтобы объединить их Эбо. В этот момент мимо проходил олень и быстрый Очоси выстрелил в него. Но Очоси не мог подобраться к добыче и подошел лишь тогда, когда Огун — властелин железа —  своим мачете проложил дорогу в зарослях кустарника. Довольные, они поделили оленя и договорились о том, что с этого момента будут необходимы друг  другу. Так они решили в доме Орулы, что всегда будут  идти вместе.

Очоси – воин

Это старший ориша, сын Йемайи. Покровитель тех, у кого есть проблемы с правосудием, маг, предсказатель, охотник, рыбак и, прежде всего, боец. В католичечкой религии он «скрывается» за Святым Норберто. На Очоси рассчитывают те, кто хочет быстро оправиться после хирургических операций, и те, кто живет в тюрьме, в недостатке свободы. Его атрибуты — лук и стрелы. Он похож на Элегуа и Огуна тем, что был бойцом. Его цвета — сиреневый или светло-фиолетовый, его шапка, как и сумка, которую он носит с собой, сделана из кожи тигра.

Музыка и интерпретация

Барабаны Бата, инструменты литургии Йоруба, bimembranófonos и ambipercusivos — это инструменты, которые передают язык афрокубинских богов. Говорят,что каждый из трех барабанов говорит за одного или несколького ориш. Okónkolo говорит за бойцов, или же за Элегуа, Огуна и Очоси. Полиритмические звуки, сопровождающие песни,  передают момент, когда Очоси таится и высматривает добычу в горах.

Пение:
OCHOSI AYILODDÁ AMALADDÉ
ODE MATA OKÉ OKÉ.
(Когда барабан меняет звуки, и входят другие певцы, наступает момент запускать стрелы Очоси.)

Пение:
IBARA ODEFÁ, IBARA ODEFÁ

Найдите в Google “Ballet Folklórico de Camaguey Lázaro Ros Ochosi” и вы сможете увидеть, как танцовщик танцует Очоси и других ориш в сопровождении неповторимого голоса Ласаро Рос. Многочисленные танцевальные коллективы Кубы представляют Очоси в своих хореографических постановках,  так как это третий  воин и компаньон Огуна.Image

Танец и Экспрессия

Танцовщик, изображающий Очоси, должен имитировать великого лучника и использовать танец-пантомиму, отражающую охоту. Он должен показывать, что стремится к добыче, которую разыскивает в зарослях кустарника,  наклоняется, слушает землю, ищет в воздухе, скрывается. Когда наступит необходимый момент (специфическое пение, смена ритма), танцовщик должен имитировать запускание стрел. Лук и стрелы — составные части представления, которые придают игре характер хореографической импровизации. Быстрое движение тела (прежде всего плеч и торса) крайне важно. Если танцовщик не обладает эти качествами, он имитирует  доставание стрел из-за  спины, перекрещивает указательный палец  правой руки, символизирующей стрелы, с указательным пальцем левой руки,  символизирующей лук, и в этой точке формируется крест — так Очоси ищет свою добычу.

Для сальсеро

Если Вы сами или с преподавателями открыли для себя Афро-кубинские танцы, я уверена, что в них вы найдете способ самовыражения через множество различных движений ориш. Афро-кубинские танцы разовьют в вас спокойствие, силу, концентрацию и точность. Используйте это! Принесем же в дар Очоси искусство охоты на хорошие идеи, чтобы не нести на плечах бесполезные.
Image
Чтобы узнать больше

Танцы Очоси
www.youtube.com/watch?v=X8AcwxbPAR4
www.youtube.com/watch?v=dQh1Aga33cw&feature=related

Песни
www.youtube.com/watch?v=940FaNzrEsU
www.youtube.com/watch?v=9tTkudOH7K4&feature=related

Тексты
www.emiokan.com/patak/ochosi0.asp

Ещё статьи
Афро-кубинские ритмы, Оришас (II)
Афро-кубинские ритмы, Оришас (I)

About the author: El Soñador Cubano

You must be logged in to post a comment.